Повелитель прялок

Кто в России Главный по Прялкам?

С 11 мая по 15 июня  в ГУМе прошла уникальная по своей креативной концепции выставка «Народное искусство русского севера» в рамках Открытого фестиваля искусств «Черешневый лес» и Культурной Олимпиады «Сочи 2014».

На первой линии ГУМа к удивлению и восторгу посетителей магазина появились прялки, конские дуги, сундуки, и другие предметы народного искусства XIX–XX веков из коллекции Алексея Германовича, Профессора Московской Школы Управления СКОЛКОВО, создав неповторимую атмосферу деревенской избы в стенах главного универмага страны.

Редакция ST уже давно следит за успехами Алексея и его команды. Эти люди, как вы возможно знаете, причастны к факту появления на территории МШУ СКОЛКОВО Первого и пока Единственного не только в СКОЛКОВО, но и в России Музея крестьянской деревянной скульптуры и росписи по дереву. Также прялки и другие предметы народного искусства из коллекции А.Германовича были нами неоднократно замечны на многочисленных светских мероприятий Столицы в различных ипостасях: от главного экспоната ультрамодной выставки “Связь времен” в Музее декоративно-прикладного и народного искусства до презентации лоскутного одеяла сочи 2014.

Пользуясь служебным положением, а также искренней любовью Алексея к нашему изданию, мы выведали несколько секретов и поражающих воображение фактов о прялочной стороне жизни нашего профессора.

-Алексей, расскажите нашим читателям, что происходит? Прялка, о существовании которой пару лет мы только смутно докадывалась,  уже так прочно вошла в жизнь сколковской (и не только) эко-системы, что без нее не обходится ни одно маломальски значимое мероприятие.

В настоящий момент мы, в духе ведущих бизнес-школ мира, таких как, например,  МIТ и Стэнфорд, где вокруг школ растут разные формы инновационного бизнеса, развиваем инновационный стартап под кодовым названием «Фонд Открытая Коллекция».

Идея этого стартапа родилась в ходе студенческого проекта программы второго набора FT MBA. C cентября по декабрь 2010, в рамках нашей программы «Маленький Принц», которая была призвана научить студентов тому, как работать в некоммерческом секторе, мы вместе с пятью студентами спроектировали благотворительный фонд «Открытая коллекция», основной целью которого должна была стать пропаганда забытых росписей Русского Севера. Это крайне уникальные росписи и рисунки, которые крестьяне рисовали на прялках, на дверях, шкафах, коромыслах, граблях…

— и конечно же конских дугах – подсказываю я.

Именно! Волею судеб за 8 лет моей работы в ОАО «Северcталь» случилось так, что я прирос к коллекции в количестве 2500 тысяч этих диковиных предметов. Вы можете у нас на сайте  art35.ru посмотреть. Разные люди по-разному попадают в Форбс, а мы вот так вот попали.

-Алексей, расскажите нашим читателям, как от концепции скромного коллекционирования inGarage вы пришли к идее создания фонда?

Сначала моя коллекция и правда хранилась в гараже (смеется), постепенно пополняясь по мере роста числа моих служебных командировок в самые отдаленные уголки нашей необъятной Родины. Пока я работал в Северстали, я стеснялся показывать свою коллекцию миру, чтобы, с одной стороны, не повышать цены на эти уникальные предметы народного искусства, а другой стороны не травмировать сотрудников ОАО «Северсталь» своим нестандартным увлечением. Позже, когда я вышел на пенсию с поста Заместителя генерального директора ОАО «Северсталь» я подумал, что может быть вокруг этой коллекции стоило бы организовать интересную движуху, тк в ней собрано как минимум 20 уникальных росписей Вологодской губернии, Архангельской области, Республики КОМИ, Республики Карелии, и многих других северных регионов, по которым были разбросаны предприятия Северстали.

И эти уникальные росписи, к сожалению, незаслуженно забыты и недоиследованы. По ним нет практически никаких материалов, в отличие от такого народного промысла как хохлома, который у нас был в жесткой форме перепиарен советской пропагандистской машиной до такой степени, что всем нам до боли памятны расписанные хохломскими узорами стульчики в наших детских садах и ложки, которые ничего общего, строго говоря, с хохломой не имеют.

 

Тем не менее на мой вкус хохлома уже у всех на зубах навязла, а у нашего фонда в распоряжении находятся совершенно роскошные узоры! И своей основной задачей мы видим продвижение данных узоров в широкие народные массы!

Мы навели справки и выяснили несколько интересных фактов!

На сегодняшний день Фонд «Открытая коллекция», развивает бурную офф- и он-лайн активность. Параллельно «лавка», так Алексей нежно называет свой творческий стартап, работает над регистрацией своего фонда. Весь необходимый пакет документов был разработан студентами  FT MBA еще в прошлом году, в рамках Public Project, при поддержке юридической фирмы CMS, которая настолько прониклась идеей проекта, что все консультации команды по юридическим вопросам по сей день осуществляет pro bono. Народное искусство пошло в народ настолько активно, что следы коллекции Алексея были обнаружены нами даже в одном из зданий СИТИ.

Алексей, это правда, что в Бизнес-центре «Северная башня» в Москва-Сити организована постоянная экспозиция старинных расписных крестьянских деверей и филенок из вашей коллекции?

 

Да, это был наш первый эксперимент по перемещению предметов коллекции Фонда из гаража в места, казалось бы для этого совершенно неподходящие, например, унылые офисные здания. Для замученных офисной жизнью работников одного из небоскребов Москва-Сити мы открыли выставку из 100 дверей и филенок, развесив и укравив ими фойе и рабочие пространства компании ООО «М-Транс». В этой выставке с использованием дверей мы обыгрывали название данной компании, которое иногда звучит как «ENTRANCE», те “ВХОД” и несет позитивное значение входа в мир новых возможностей и горизонтов.  Уставший от черчения таблиц, офисный сотрудник при взгляде на стены компании, украшенные узорчатыми крестьянскими дверьми, вдруг поймет, что это и есть его временный выход из тех грустных мыслей, которые ему навевают офисные пространства.

 

Каждая Ваша выставка вызывает настоящий ажиотаж в СМИ, после выставки в ГУМе вы даже были замечены на арабском ТВ (!), в чем особенность Вашей коллекции?

 

Во-первых, коллекция действительно уникальна!  К слову сказать, главный в стране отраслевой музей по народному искусству , по сути русская Виктория Альберт, уступает моей коллекции прялок, потому что у них их только 500 штук, а у меня около тысячи, и при этом здесь еще важно не количество, а разнообразие.

 

Во-вторых, мы постоянно внедряем инновационные формы экспонирования предметов нашей коллекции.  Например, придуманная нами выставочная конструкция в форме Пирамиды из прялок, была принята нашим зрителем с большим восторгом и неоднократно нами использована в рамках различных выставок. Образ пирамиды не случаен! С одной стороны, она может быть истрактована как верхушка айсберга, тк в нее помещается прялок не более эдак чем восемьдесят, а всего их в нашей коллекции ТЫСЯЧА, с другой стороны как Елка, с третьей как башня Татлина.

 

 

 

И мне кажется сам по себе образ пирамиды, берущей свое начало еще в вавилонской культуре, где он объединял людей, говоривших на разных языках, является крайне важным для экспонирования прялок потому, что убедительно доказывает — именно ПРЯЛКА может быть основой для успешного поступательного развития диалога между бизнесом, государством и обществом, а также эффективным сотрудничеством разных культур как нашей многонациональной Родины, так и мира в целом! К вашему сведению, прялки и прядение как таковое было распространено в самых разных культурах, начиная от собственно культуры междуречья, откуда и происходит вавилонская пирамида, и заканчивая Центральной Европой, Китаем и другими странами БРИК с которыми так дружит Московская Школа Управления СКОЛКОВО и на которых фокусирует свое развитие.

 

Другой пример инновационной формы экспонирования — уникальное лоскутное одеяло из крестьянских дверей, являющееся центральной частью экспозиции нашего музея в СКОЛКОВО. Данное одеяло убедительно доказывает нашему посетителю четкую связь крестьянского искусства с русским авангардом, ставшим одним из самых ярких художественных явлений в истории искусства 20 века. Глядя на наше одеяло, даже самый неискушенный в искусстве зритель увидит прямые параллели с творчеством таких художников как Кандинский, который писал в своих мемуарах в 1903 году, что его конкретно торкнуло и расколбасило и, я не побоюсь этого слова, расплющило ровно после того как он съездил дважды в Вологодскую область, Малевича, создавшего целый ряд произведений под названием Крестьянские Серии, которыми между прочим украшены такие важные для МШУ СКОЛКОВО учреждения как Столовка, Лаунж Бар, и другие места являющиеся ключевыми очагами интеллектуального роста наших студентов.

 

Мы еще долго беседуем с Алексеем о планах развития его инновационно творческого стартапа, о победах и поражениях на тернистом пути регистрации фонда и получения юридического адреса для проекта, о других успешно реализованных проектах, место которым в отдельной заметке ST, об инвесторах, спонсорах, партнерах от одних имен которых щемит в груди и кружится от волнения голова…

Редакция ST желает команде фонда «Открытая коллекция» головокружительных успехов и убедительно просит продолжить радовать нас своими яркими мероприятиями.

 

linnik
SUBSCRIBER
ПРОФАЙЛ

Posts Carousel

Последние записи