О поисках смысла жизни, путей профессионального развития и нового хобби в интервью с Инной Кузнецовой, Вице-президентом в штаб квартире IBM.

— Есть ли у вас план, мистер Фикс?

— Есть ли у меня план? Есть ли у меня план? Да у меня целых три плана!
(м/ф «80 дней вокруг света»)

Впервые о плане своего долгосрочного развития я задумалась около 5 лет назад. Тогда я устраивалась на работу в крупное международное рекламное агенство, в новое подразделение, разрабатывающее решения, заточенные под финансовый рынок. В тот момент смена области работы казалось мне крайне удачной идеей. Будучи, что называтся “в теме”, уже два года я занимала позицию руководителя отдела маркетинга в крупном российском банке, я видела большие перспективы в специализированном по индустрии маркетинговом агентстве. Поверив в то, что данная работа –этот как раз то, что мне нужно для расширения профессионального кругозора, я купила, как сейчас помню, тоненькую книжку с надписью 100 и 1 вопрос, задаваемый на интервью, и на вопросе  “Каков Ваш план профессионального развития на следующие 5 лет, 10 лет?” впала в состояние глубоких и мучительных раздумий.

Надо сказать, что эта ситуация повторялась со мной потом неоднократно: при прохождении интервью на следующем месте работы, при подготовке эссе для поступления в бизнес-школу,  при ответе журналистам, после окончания бизнес-школы. Каждый раз это был какой-то формальный повод и каждый раз ответы менялись : ) Сначала я хотела стать директором по маркетингу в крупном банке, потом Председателем Правления этого самого банка, потом (!) я решила, что буду собственником крупной международной компании.

И только сейчас, получив диплом МВА и запустив в январе этого года собственный бизнес-проект, я задалась вопросом о своем развитии на следующие 10-15 лет уже самостоятельно, не требуя немедленного ответа.

Именно в этот момент, все таки я не перестаю удивляться мудрости жизни и неслучайности случая, мне посчастливилось взять интервью у Инны Кузнецовой: женщины совершенно уникальной, ставшей первым русским вице-президентом в штаб-квартире IBM, сделавшей на сегодняшний день блестящую карьеру. При всем при этом она еще и несомненный эксперт в вопросах executive менторинга. Еще я выяснила, что Инна является автором достаточно популярного блога и, совершенно захватившей меня книги “Вверх” о смысле жизни, профессиональном развитии и постановке правильных целей и приоритетов. Так я определила содержание этой книги лично для себя : )

Беседа наша случилась по Skype на прямой связи с Нью-Йорком, в Светлый праздник Пасхи. В 12 ночи по Москве я услышала незнакомый голос, летевший по миллионам проводов с другого конца земного шара (а если быть точнее с острова Манхеттен: ). Важность этого момента заставила меня перебороть природное смущение и, обменявших короткими поздравлениями со Светлым Воскресением, я задала свой первый вопрос:

—       Инна, а Вы знаете, я начала Вашу книгу читать, успела прочитать только 2 главы, но мне уже жутко нравится! Скажите, а если коротко, о чем она?

—       Это книга о профессиональной самореализации в широком смысле. Есть много разных типов карьеры, административная карьера, путь предпринимателя, карьера специалиста. На протяжении своего жизненного пути человек сталкивается с рядом общих вопросов, не решив которые не получится двигаться дальше. Например, как строить свою работу с трудными коллегами/партнерами/заказчиками? Если у вас есть начальник – как строить свою работу с начальником, если вы не сошлись характером? Когда и где получать бизнес-образование? Как проходить интервью на разных уровнять карьерной лестницы? На эти и многие другие вопросы я и попыталась ответить, основываясь на свой 18-ти летний опыт в IBM.

—       Т.е. получается, что Ваши советы будут актуальны не только для тех, кто делает корпоративную карьеру, но и для таких людей как я, предпринимателей?

—       Я вам скажу больше, я постоянно получаю мейлы от людей, которые, как мне казалось, вообще не являются моей целевой аудиторией: людей из академических структур, от преподавателя вуза, от биолога, композитора…  каждый из них нашел что-то полезное для себя, и для меня это очень важно. Собственно одной из основных причин, почему я решила написать книгу о карьере, было то, что я хотела поделиться своим опытом, в том числе, накопленным в результате менторской деятельности,  с другими людьми.  У нас в IBM очень широко развита практика «лидеры выращивают будущих лидеров». А потому большинство руководителей являются менторами кадрового резерва. Сначала я писала о своем опыте в блоге, аудитория моя стала стремительно расти, люди начали задавать в блоге вопросы о карьере, распечатывать мои заметки, передавать своим знакомым, возвращать благодарные отклики, тогда пришла мысль о книге.

—       Вы знаете, я тогда воспользуюсь случаем и задам вам вопрос, который очень волнует меня лично и с которым сталкиваются многие из моих знакомых. С чего начать при постановке долгосрочных целей в области профессионального роста и как правильно настроить фокус? Я лично, увы начинаю этот процесс заново раз в 2-3 года : ) Вот скажем я для себя, в определенный момент, поняла, что такая цель как повышение до позиции Директор по маркетингу или даже Президента своего банка, меня совершенно не зажигает. Отвергнув эту цель, я пытаюсь сегодня реализовать себя в предпринимательстве. Какой бы совет вы дали таким же ищущим свои долгосрочные цели и смысл жизни бедолагам как я?

—       Ну, вы знаете, смысл жизни –это индивидуальный поиск, также как и постановка карьерных целей. Единственное, чем может помочь ментор –расширить кругозор и показать, какие в мире есть возможности.

Я очень боюсь озвучивать своим ученикам свои собственные цели, чтобы они не начали им ошибочно следовать.  Каждый человек должен идти своим путем, иначе в конце его может постичь жестокое разочарование.  Но давайте конкретно на вашем примере, раз уж Вы затронули тему маркетинга и волей случая мы оказались коллегами. Есть колоссальное преимущество работы в глобальном маркетинге в международной компании  на уровне штаб-квартиры по сравнению с работой в отдельной стране.  На локальном уровне принимается достаточно мало судьбоносных решений. Все решения о глобальном ценообразовании, позиционировании продукта, разработке инновационных решений принимаются в штаб-квартире и поэтому, в вашем случае, быть может, вы не видите слона в целом и возникает ощущение ограниченности, двигаться дальше не интересно, учиться нечему.  А теперь представьте, я веду маркетинговую стратегию для сотни стран, финансовое плечо несколько десятков миллионов,  контроль результатов и принятие решения происходит на основе  статистики и математических моделей.  Это совсем другого профессионального уровня работа, чем то, что осуществляется в одной стране. Работа в международной компании – это коллосальное преимущество и увидеть его из поддержки продукта на небольшом региональном рынке достаточно сложно.

—       Другой важный момент, который не видно с локального уровня — если вы двигаетесь с крупной международной компанией вы не просто двигаетесь за рынком, вы создаете рынок! И можете влиять на то, куда движется целая индустрия, принимая те или иные решения.  Например,  вы понимаете, что  если вы купите одну компанию, рынок пойдет в одну сторону, купите другую – кардинально в другом направлении.

—       Еще одино отличие, которые не всегда заметно в России, но сильно проявляется в штатах – это внутрикорпоративное предпринимательство. Например, в IBM, если вы хотите начать стартап в рамках корпорации, у вас есть условия, не сравнимые с условиями запуска своего собственного бизнеса. Доступ к лучшим техническим специалистам, юристам,  финансистам — профессионалам в своих областях, собранных со всего мира. Внутрикорпоративное предпринимательство также позволяет быстро привлекать финансовые ресурсы, нанимать специалистов  и набирать скорости, недостяжимые для собственного стартапа.  Мой личный пример такого стартапа – это  IBM Life Science. Я вошла в руковдящий состав этого проекта в его первые несколько месяцев, когда продажи составляли всего пару десятков миллионов, и менее,  чем за три года мы вышли на миллиарный рубеж.

—       Что касается Вас и ситуации ваших коллег, то что бы мне казалось было бы интересным сделать – это расширить кругозор и поработать в разных местах и в разных компаниях, понять какие возможности существуют в этом мире, и уже потом принимать решение о дальнейшем развитии. Для кого-то собственный бизнес окажется лучшей средой, для кого-то внутрикорпоративное предпринимательство, для кого-то — более традиционная корпоративная карьера.

 

 

—       Инна, вы знаете, вы сейчас говорите, а я вспоминаю наше обучение в СКОЛКОВО, мы ведь успели поработать на проектах в Китае, в США: в области энергоэффективности,  private banking, и во многих других отраслях (всего было около 7 проектов на совершенно разных рынках), а вот теперь я делаю проект Кнопка Жизни в области мобильной медицины, в частности системы PERS (Personal Emergency Response System) для пожилых людей и людей с ограниченными возможностями.

—       Да, я знаю, это замечательное направление!

—       И ваши  рекомендации очень органично ложаться на этот разнонаправленный, хоть и небольшой по времени опыт! Скажите, а вот для тех, кто хочет найти компанию, которая бы позволила реализовать свой предпринимательский потенциал в корпоративных рамках, на что в первую очередь стоит обратить внимание, составляя свой личный таргет лист?

—       Если коротко, то я бы обратила внимание на следующее: во-первых, уровень вложений на разработку новых продуктов и развитие  инновационных технологий. Это первый признак того, что компания нацелена не на оптимизацию существующих решений или издержек, а  в первую очередь на завоевание существующих или создание новых рынков. Во-вторых, это отношение к персоналу и развитию кадров. Например в компании  IBM идет установка «лидеры выращивают лидеров», а значит компания нацелена на развитие талантов, на сегодняшний день это главный актив нашего бизнеса.

Про себя думаю: «Отлично! Это же новая статья для нашей газеты!» Не смотря на то, что хочется задать еще массу вопросов, приходится закругляться, временем я уже итак злоупотребила, и я спрашиваю:

—       Инна, а какие у Вас увлечения в жизни, кроме работы? Если Вы конечно можете себе позволить эту роскошь при таком плотном графике.

—       Вы знаете, да, могу! Одним из таких увлечений является мой блог, и я с большой серьезностью отношусь к своим постам, так  как вижу огромную отдачу от людей, которые меня читают, и еще я  просто очень люблю писать.  Что касается спорта, то у меня две больших страсти, горные лыжи и гольф! Гольф –это новое увлечение, я еще неопытный, но очень эмоциональный гольфист! И я вас, возможно, разочарую, но я занимаюсь гольфом не ради развития деловых связей, как принято считать, а просто потому, что получаю огромное удовольствие от процесса игры. Даже если играю в одиночестве, прохожу 9 лунок — и это прекрасно очищает голову, позволяет избавится от накопившегося за день стресса.  Еще я разделяю увлечение моего мужа,  открывшего для себя не так давно домашнее пивоварение, принимаю активное участие в качестве группы поддержки и фото документирования процесса : )))

Я благодарю Инну за такую открытую и увлекательную беседу, а в голове уже рождаются куски будущей статьи. Мыслей так много, что долго потом не могу уснуть и все прокручиваю в голове разные сценарии своего пути. Я в который раз вспоминаю о важности расширения горизонтов собстенного сознания и своих возможностей! Часто достигнув определенного уровня мы думаем, ну все, я уже добился всего, что хотел, я звезда (!), зачем куда-то двигаться дальше, что-то менять? И есть риск так и не понять, что это было только начало пути.


linnik
SUBSCRIBER
ПРОФАЙЛ

Posts Carousel

Последние записи