Артем Зюрюкин, выпускник MBA 3, о том, как найти новую нишу и создать свой бизнес на консервативном HR рынке.

Уже более 10 лет моя профессиональная жизнь связана с управлением персоналом, в основном в области подбора руководителей и реализации комплексных проектов.

Все это время я концентрировался на том, что и как я делаю, чтобы принести максимальную пользу моим клиентам. 10-12 лет назад я предоставлял клиентам тех кандидатов, в которых они нуждались, ведь познакомиться с ними без моего участия было крайне сложно. Интернет еще не так глубоко проник в нашу жизнь: не было ни LinkedIn, ни hh.ru, ни социальных сетей. Прямой поиск талантливых кандидатов в компаниях-конкурентах и смежных бизнесах был ключом к успеху. Количество интервью с кандидатами перерастало в качество и я мог позволить представлять лучших, знающих индустрию.

В то время размеры рынка рекрутмента были гораздо скромнее, чем сейчас. В середине нулевых мы все наслаждались безудержным ростом во всех секторах. Поле моей основной экспертизы передвинулось в область методологии всего процесса подбора персонала «под ключ». Я предлагал клиентам решить главную проблему: выполнить план по найму персонала в установленные срок и бюджет и не пострадать в качестве. Клиенты на этом не экономили, так как понимали, что стоимость найма точно окупится за счет дополнительной выручки, за счет новых работников и инвестиционных проектов, которые будут реализованы их силами.

После кризиса 2008-09 все начали говорить об эффективности, но в действительности мало кто понимал, зачем она нужна и с чего начать это путь. Я не был исключением: инвестировал в IT проект подбора персонала, но совершил слишком много ошибок, чтобы проект стал удачным. В то время весь рынок свято верил, что вернутся 2006 или 2007 год, и все снова станет понятно, просто и очень денежно.

В 2011-2012 я поступил на full-time MBA в СКОЛКОВО: думал, путешествовал, отдыхал, смотрел на мир, изучал его. И пришел к выводу, что рынок рекрутмента не эффективен.  Информация становится все более доступной, а найти любого человека не представляет никакой сложности. Добавленная стоимость, которую дают рекрутеры, снижается быстрыми темпами, а издержки любого кадрового агентства достаточно велики и почти все фиксированы. Ситуация усугубляется тем, что российский кадровый рынок очень инертен, традиционен и мал. Я-то за время запуска двух стартапов в этом убедился.

Сложности, а с этим и возможности, возникали из-за слабого проникновения IT в HR. Идеи приходили, идеи умирали. «Ты ж не будешь себе жену в Интернете искать? Так почему я должен там искать себе сотрудника?» — сказал мне на личной встрече один из менторов-экспертов в Сколково. Мне кажется, это был очень показательный пример.

После Сколково я 2 года работал на частный бизнес в странах СНГ и прочувствовал на кончиках пальцев то, чему не учат в бизнес-школах и никогда не поймет корпоративный человек из международных компаний.

К каким же выводам я пришел в результате собственных поисков эффективности?

Итак, агентства использовать дорого. В онлайн-базах резюме очень много кандидатов, которые активно пользуются ими для поиска вакансий, но, чтобы найти нужного, мотивированного, с требуемым набором компетенций и личностных характеристик требуется много времени, сил и специальных навыков. Главным моим вопросом был: «Как же убрать недостатки этих двух основных подходов к подбору персонала?».

Нашел проект, который ответил на мой вопрос новым продуктом, запущенным 2 года назад в США. Решил собирать команду, чтобы создать аналогичную платформу в России. Волею случая мой хороший знакомый, который является одним лучшим экспертов в IT для HR в России, именно тогда дал мне контакт ирландской команды, которая, как он знал, запускала собственный проект на собственной родине. Оказалось, что они уже доделывают платформу и предполагают, что она будет востребована.

К тому моменту я уже понимал, что точно буду заниматься этим проектом и нашел CTO, который, по моему замыслу, стал ядром команды разработчиков.

Мы с ним летим в Ирландию – смотреть на систему www.zartis.com. СТО утверждает, что продукт с технической точки зрения,  отличный, а я вижу, что с функциональной точки зрения – это именно то, что я хотел запустить. Вспоминая муки работы с ИТ-специалистами в период своего стартапа, я понимаю, что должен этот продукт заполучить.

Ужин. Вино. Гиннесc. Виски. Приятное общение в баре. Мы подписываем соглашение о стратегическом партнерстве и продаже мне кода и эксклюзива на определенную территорию, а также возможность работать совместно под одним брендом. И все это на фоне конфликта, санкций, напряженных отношений РФ и ЕС. «Какая прелесть», думаю я, подписываю контракт и отправляю деньги. Ирландцы в шоке. Мир уже глобальный, но мы все еще люди XXго века, и в малом бизнесе для обычных нас все это выглядит странным. «Мы все общаемся с коллегами и партнерами в разных странах, сначала мечтаем, а потом начинаем делать международный бизнес, но чтобы после одного телефонного разговора из далекой России прилетел парень, выпил вина, заставил подписать меморандум, а потом через неделю перечислил денег… Это круто» — сказал мне мой ирландский партнер. Я доволен. Есть платформа, есть бренд, есть идея, в которую я верю, но это было лишь начало пути.

Технологии и фишки

Платформа он-лайн рекрутмента Zartis.ru уникальна тем, что дает возможность клиенту в один клик связаться с понравившимся кандидатом, а достойному ИТ-профессионалу,у которого крайне мало времени, необходимо только зарегистрироваться с помощью уже созданного профиля в LinkedIn. Все наши технологические фишки и секреты служат одной цели — сделать процесс рекрутмента максимально эффективным, а в наше время это означает, простым и удобным для пользователя.

Наша команда разработчиков и экспертов поиска и подбора в ИТ имеет все необходимые инструменты для сопровождения и улучшения взаимодействия с системой.

Big Idea.

Я не верю в BIG IDEA. Я не верю в стартапы, рожденные благодаря идее, я не верю в команды, собранные, чтобы реализовать сверх идею или сверх проект. Я не верю в стартапы, которые хотят привлечь инвестиции и заработать миллионы и миллиарды…Я не верю в стартаперов, но верю в предпринимателей.

Я верю в эффективность. Я верю в профессионализм. Я верю в качество продукта и качество услуг. Я верю в то, что, если человек хочет что-то сделать и умеет что-то делать, то он должен попытаться это сделать, и конечно совсем не факт, что это получится…

В чем моя идея?

Дефицит IT-специалистов в Росси более 300 000 человек при 350 000 работающих в отрасли.

Мы “не продаем” кандидатам вакансии наших компаний, мы консультируем. Мы рассказываем кандидатам все, что мы знаем о компаниях, о рынке и помогаем им найти работодателей мечты и договориться. Наша основная задача—сделать кандидата настолько довольным, чтобы он привел на наш ресурс всех своих знакомых (и мы ему за это заплатим). Кстати, мы единственные, кто платит кандидатам, если они находят через нас работу. Нам важно, чтобы человек выбрал работу, которая будет лучше всего ему подходить, раскроет его потенциал, знания, поможет ему развиваться, а также… поможет развиться работодателю, а значит и отрасли, а значит России.

Для компаний мы это еще один способ быстро найти хорошего сотрудника. Конечно, мы оказываем меньше сервиса, чем хорошее кадровое агентство, но мы и в два раза дешевле. Мы не хотим и не сможем заменить агентства, мы не хотим и не сможем заменить онлайн-базы кандидатов. Компании заходят к нам на сайт, тратят 10 минут на просмотр 50 лучших кандидатов, которые сейчас доступны в наиболее востребованных специальностях в IT отрасли, связываются с кандидатами и все. Да, они могут никого не найти, но это ничего и не стоит – всего лишь 10 минут. Кандидаты могут и отказать, а это повод задуматься.

Меня попросили дать несколько советов стартаперам, которые начинают делать стартап в сегменте IT

Стартап не должен быть самоцелью.

Стартап не сделает вас крутым.

Мне повезло, благодаря своей профессии, я встретил очень много интересных людей. Никто из них не был стартапером или «распиаренным клоуном», только и рассказывающим о своем проекте, удачах, победах или поражениях. Все они профессионалы своего дела. Все они верят в то, что делают. Все они делают то, что приносит пользу кому-то. Всем им есть, что сказать на множество тем, не касающихся собственной персоны.

Не запускайте стартап, пока вам нужны советы и уроки.

Не запускайте стартап, чтобы заработать денег.

Не запускайте стартап, пока ваше мнение никому не интересно.

Не слушайте тех, кто рассказывает вам, как запустить бизнес.

Не слушайте меня. Делайте то, что считаете нужным. Делайте то, что хочется.

1 комментарий
Zurukin
SUBSCRIBER
ПРОФАЙЛ

Posts Carousel

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Отменить ответ

1 Комментарий

Последние записи