Лидерство на реальных проектах: история одного Конвента.

Лидерство реальных результатов: как выпускники СКОЛКОВО организовали грандиозное мероприятие для самих себя и позвали бизнес-школу в партнеры

Лидерство – весьма многомерное понятие. Десятки мыслителей и гуру управления определяли лидерство как процесс, как результат, пытались дать субъективную оценку роли личности или проанализировать конкретную ситуацию.

Профессор Московской школы управления СКОЛКОВО Пьер Касс считает, что в современную эпоху всеобъемлющей неизвестности и неизбежности миллиона случайностей эффективному лидеру категорически важно научиться постоянно совершенствоваться. «Просвещенным лидером» он называет того, кто «осознал, что любой опыт приходит только с обучением». Другими словами, ошибки, сложности и барьеры, возникающие у лидера на пути, являются необходимым и чуть ли не единственным условием его последующего управленческого роста.

Как в бизнес-школе, в которой зрелых управленцев обучают «становиться еще успешнее», соблюдаются правила мировых гуру в области лидерства и как ее выпускники учатся лидерству на собственном опыте, — рассказывает Е. Иноземцева:

«Полгода назад число наших выпускников достигло полутысячи человек. И это только дипломные программы, помимо них у школы почти десять тысяч выпускников краткосрочных и корпоративных программ. Выпускники-дипломники по собственной инициативе организовали совет выпускников, в этом году в него вошли 20 самых активных представителей сообщества: 11 лидеров клубов и выборные представители.

Первым флагманским проектом совета стал Конвент выпускников – крупнейшее ежегодное мероприятие, которое собирает на площадке школы выпускников всех лет всех программ. Уникальность этого события для школы, как и для любого бизнес-сообщества, – организационная и управленческая архитектура мероприятия, которая и стала залогом успеха. Не так-то просто придумать, организовать и провести крупное содержательное трехдневное мероприятие для пятисот человек, которых уже ничем не удивишь».

Структура мероприятия была спроектирована в виде сетки сменяющих друг друга событий. Каждое из них отвечало насущным потребностям самих выпускников: вечер бизнес-нетворкинга с участием профессиональных модераторов – для того чтобы узнать 200 новых контактов из нужных тебе сфер и отраслей за три часа общения, забег длиной в одну милю – чтобы быть в форме для новых свершений в спорте и бизнесе, благотворительный бал выпускников – для того, чтобы помочь тем, кому эта помощь нужна. Лидерство над каждым событием в рамках Конвента взял на себя представитель совета выпускников, который сформировал вокруг себя рабочую группу и действовал в рамках проджект-плана – все как в реальном бизнесе с расчетом финансовой модели, ивент-менеджментом, фандрайзингом. На роль операционного бизнес-партнера выпускники пригласили родную школу.

Пьер Касс в своей новой книге «Изучая лидерство: кейсы СКОЛКОВО» дает три универсальных тезиса о том, к чему нужно быть готовым современному лидеру и почему старые модели не работают. «Лидерам больше нельзя полагаться ни на книжные догмы, ни возлагать надежду на так называемых «гуру лидерства», потому что наиболее подходящие к конкретной ситуации решения родятся только в вашей собственной голове, как только эта ситуация настигнет вас в конкретный момент». Иными словами, ни к чему невозможно заранее подготовиться. И старая как мир истина «решайте проблемы по мере их наступления» в современной бизнес-среде становится как никогда более актуальной.

Словно по написанному, тем выпускникам бизнес-школы СКОЛКОВО, которые решили взять на себя лидерство в организации мероприятий Конвента, пришлось на собственном опыте пройти все тяготы неизвестной среды и нестабильной ситуации. В отличие от их привычной бизнес-рутины, несмотря на то, что все они являются профессиональными управленцами или собственниками предприятий, подготовка мероприятия «для своих» потребовала реализации всего полученного в теории опыта на практике. Сложность заключалась в том, что в роли «клиентов» выступали их одногруппники – такие же профессиональные управленцы, которых сложно удивить.

Подготовка трехдневного грандиозного мероприятия самими выпускниками выявила три кейса о лидерстве с экстремальной клиентской группой, которые Пьер Касс вполне мог бы включить в следующее издание своей книги:

1) все в одной лодке: правила командной работы на воде и в бизнесе

«Три месяца назад за обедом Александр Матвеев (выпускник СКОЛКОВО ЕМВА, партнер  фонда American equity fund) делился со мной «планом по захвату мира»: впервые в истории российских бизнес-школ СКОЛКОВО проведет свою парусную регату SKOLKOVO Sailing Trophy, — рассказывает Иноземцева. — В одной лодке объединятся выпускники всех программ и партнеры школы. Лодки выстроят мощную перспективу, гонка пройдет в 3 заезда. Матвеев по-хозяйски рисовал в моем блокноте размашистым почерком будущую регату, объяснял как имена партнеров-учредителей будут смотреться на парусах и при этом отпускал забавные комментарии: «Лодка «Абрамович» обгоняет «Варданяна», и вот уже «Раппопорт» становится первым и выходит на финишную прямую…!». Тогда все это казалось безумием».

И тем не менее, 22 июня в завершающий день Конвента на мачтах десяти лодок Beneteau Platu в московском Royal Yacht Club взмыли вверх десять флагов бизнес-школы СКОЛКОВО. В каждой лодке разместился экипаж из шести человек, на берегу выстроились более 150 зрителей – семьи, друзья, студенты школы – чтобы посмотреть на захватывающее шоу. Парусный клуб выпускников СКОЛКОВО в составе 10 человек стоял поотдаль и наблюдал, как профессиональная команда ProYachting и чемпионы по яхтенному спорту инструктируют новичков, обучают управлению лодкой и командообразованию на берегу. Лишь немногие участники знали, скольких бессонных ночей им это стоило, сколько переговоров провели со-основатели парусной команды Руслан Мухаметзянов (капитан, СЕО Объединные энергетические системы) и Александр Матвеев, какой ценой им далось привлечение партнеров и спонсоров, и как профессиональные управленцы за один месяц сделали своими руками без ивент-агентства мероприятие международного уровня.

«В этом году мы как парусный клуб и команда уже добились больших результатов: у нас на счету несколько побед в московских и всероссийских гонках, а также победа в международной регате ведущих бизнес-школ мира Global MBA Trophy. Но этого нам было мало. Тогда же мы поставили себе сверхамбициозную цель: провести нашу собственную регату для выпускников и студентов любимой школы. Мы сами определили себе задачу объединить выпускников и студентов для создания успешных команд с целью достижения спортивных и деловых побед. Яхтинг лучше всего отражает способность людей быть в одной лодке – в прямом смысле слова. Способность строить бизнес, работать в одной команде, проявлять лидерство и брать на себя ответственность четко проявляется в экстремальных условиях, когда каждая секунда на счету во время регаты в борьбе за призовые места. Бизнес —  та же конкуренция, регата все проявляет очень четко: и в тебе лично, и в твоей команде», — объясняет один из основателей SKOLKOVO Sailing Team Александр Матвеев.

2) спроектировать будущее: определить тренды и свое лидерское место в нем

Когда встал вопрос о содержательном наполнении Конвента (чтобы не только нетворчиться и развлекаться), выпускница СКОЛКОВО ЕМВА Виктория Добровольская предложила идею провести стратегический форсайт. Эксперты и методологи предложили выпускникам СКОЛКОВО проанализировать отраслевые и инфраструктурные тренды, обсудить свой собственный опыт в реализации проектов и бизнесов и после всего этого спроектировать собственное будущее, определить свое место в нем.

Как подготовить содержательное мероприятие на 150 человек и успеть за 8 часов обсудить будущее на 15 лет?

«Я взяла за основу методологию интегрированных корпоративных программ СКОЛКОВО, привлекла команду разработчиков и модераторов, вместе с исследовательскими центрами СКОЛКОВО мы выделили те ключевые тренды и направления, которые школа считает ведущими на ближайшие 15 лет. Затем вместе со школой мы привлекли содержательных и бизнес-партнеров форсайта (такие компании и институты, как PWC, АСИ, YOTA). В итоге у нас получилась мощная экспертная поддержка, — делится полученным опытом Добровольская. – Теперь основная задача моей команды – удержать мотивацию развивать образовавшиеся проекты дальше в течение всего года, чтобы на Конвенте-2015 уже отчитаться об их результатах или скорректировать нашу «Карту будущего» в соответствии с новыми условиями. Таким образом, для меня лично как для управленца проект по организации форсайта получился очень многогранным: это и сборка смыслов, и команды, и мотивация огромного числа людей».

«В итоге мы получили обобщенную позицию выпускников СКОЛКОВО на глобальные тренды в локальной интерпретации, или карту будущего выпускников школы, — объясняет Добровольская. — Результаты этого стратегического форсайта мы собираемся представить международному бизнес-сообществу во время годовщины со дня основания бизнес-школы  СКОЛКОВО в сентябре, с участием Д. А. Медведева, а также на форумах в Давосе, Санкт-Петербургском Международном экономическом форуме, и др. До Конвента-2015 результаты форсайта прошедшего года будут дорабатываться во время стратегических сессий и реализовываться в виде реальных проектов, во главе которых встанут лидеры-выпускники. Например, проект по разработке законодательной инициативы информатизации карт здоровья россиян, или унификация образовательного стандарта для СПО, или проект по подготовке рекрутинговых агентств к профессиям будущего и др».

3) Спорт как скорая помощь для повышения личной эффективности

Юрий Белонощенко (ГД УК Уралсиб, со-основатель сети центров раннего развития «БК») – триатлет со стажем, выпускник СКОЛКОВО. Три года назад он выдвинул инициативу проводить ежегодный забег на 2006 м в честь года основания бизнес-школы СКОЛКОВО, который назвал СКОЛКОВСКОЙ Милей. В первый год в забеге приняли участие 36 человек. Во второй – более 50. На Конвенте выпускников почти 100 человек выразили желание бежать вместе. Партнером выступила компания Адидас, которая презентовала новую модель кроссовок 15 лучшим мужчинам и женщинам, а также подарила уникальные часы рекордсмену.

«Я считаю, что настоящее лидерство – в умении делиться и быть щедрым по отношению к другим. Мне нравиться заражать тем, что я делаю, других. Я вдохновляюсь, когда другие люди могут испытывать такую же радость, как и я. Триатлон и спорт в целом – главный инструмент моей личной операционной эффективности. Я готов вставать в 6 утра, чтобы пробежать 20 км, потому что от этого в течение дня, да и всей жизни, я смогу сделать больше, чем в былые времена лежания на диване. СКОЛКОВСКАЯ Миля для меня – традиция, в которую я готов вкладывать свои силы, время и ресурсы. Моя мечта, чтобы полтысячи выпускников бежали вместе, открывая для себя новые возможности. В этом году мой одногруппник занял второе место, а в 2013 он не вошел и в первую десятку. Я знаю, что конкретно Миля мотивировала его поставить четкую цель и тренироваться весь год. Хочется, чтобы таких историй в нашем сообществе было больше».

«Все эти три примера лидерства по собственному выбору, когда результат неизвестен, команды нет, а клиентская группа является сложноуправляемым сообществом таких же искушенных управленцев, являют собой образец того, как в ограниченное время может быть достигнут большой результат. Залог успеха – объединить людей одной целью, обеспечить максимальные возможности для признания – как внешнего, так и внутреннего, в сообществе единомышленников, дать полную коммуникационную и информационную поддержку, выступать с позиции равнозначного партнерства. Все наши лидеры Конвента – никто не получал за свое лидерство оплаты, наоборот, только вкладывали собственные силы и время, которое у наших выпускников весьма дорого: искали партнеров и спонсоров, брифовали спикеров, обсуждали сценарий по ночам, продумывали логистику… Когда люди готовы не говорить о лидерстве, а делать реальные дела, ставить на результат и достигать его во имя собственных амбиций и увлечений, тогда все остаются довольны: и организаторы, и зрители. Главное — создание дружелюбной площадки и эко-системы для реализации таких интересных проектов» (Иноземцева).

Цифры Конвента:

  • 53 организатора и партнера Конвента из числа выпускников
  • 567 выпускников дипломных программ СКОЛКОВО
  • более 300 гостей Конвента
  • 150 участников парусной регаты, 60 чел в лодках, включая АВШ и Гора (…)
  • более 11 партнеров inkind привлечено выпускниками
  • 23 партнера Конвента
  • 75 300 евро собрал благотворительный аукцион СКОЛКОВО (стипендии, фонд «Галчонок» и др инициативы)
  • 11 именных кресел и 8 деревьев выпускников появились на Кампусе СКОЛКОВО в качестве партнерской поддержки мероприятия

фото by Stanislav Timokhin

Posts Carousel

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Отменить ответ

Последние записи