Заметки ненасытной книгожоры: «Куда пойдет Китай, туда пойдет мир» (К. Герт, Альпина Бизнес Букс, 2011)

Книга читается легко и быстро. Must-read, если вы принадлежите к одной из трех категорий читателей:

1. интересуетесь азиатской культурой и экономикой на уровне пользователя

2. балуетесь маркетингом на уровне advanced

3. любите порадовать себя свежевыпотрошенными трендами и не прочь полакомиться острыми деталями перед основным блюдом

Автор книги изучает Китай более 20 лет, читает лекции в Оксфорде, публикует статьи и тем самым делает его «доступным для пользователя». Он накопил уникальные данные о современной экономике и социологии Китая, куртуазно разложил их на тарелке вперемешку с обезоруживающими фактами и сделал книгу коронным блюдом любой дискуссии о трендах и прогнозах на ближайшие десятилетия.

Книга не может не волновать. Она, честное слово, не на шутку тревожит. Задевает, даже пугает. Шансов нет. Остальное – без комментариев. 10 фактов о Китае, за которым идет мир:

1.         ЭКО-UNFRIENDLY: Китай – крупнейший мировой экспортер пыли. В топ-20 самых загрязненных городов мира 16 заняли китайские. Из 50 млн тонн всех выбрасываемых в мире компьютеров 70% оказываются на китайских свалках.

Как следствие, Китай лидирует в списке стран с наиболее неблагоприятными экологическими изменениями, вызванными развитием промышленности. Водоносные горизонты опускаются со скоростью 3 м в год, пустыня Гоби увеличилась на 60 тыс кв км за последние 100 лет. Китай засыхает, сельскохозяйственные земли каждый год уменьшаются на 6-10% из-за темпов застройки автодорог.

2.         САМЫЙ ПРОЖОРЛИВЫЙ: Китай сжигает больше угля, чем Япония, ЕС и США вместе взятые, и на уголь приходится почти 70% всей потребляемой в стране энергии. Как следствие, весь Китай заливает кислотными дождями. То же самое относится не только к энергопотреблению, но и к обычной пище: Китай уверенно выходит в лидеры по потреблению пищи и алкоголя.

3.         ЧЕМПИОН ПО НЕРАВЕНСТВУ: В Китае колоссальное расслоение между городом и селом по уровню жизни и доходам. Горожане состоятельнее селян в 4 раза, их уровень жизни и диета кардинально отличаются потребляют в 2 раза больше белка (и потому в среднем на 5 см выше ростом). Они представляют так называемый новый средний класс — китайские яппи даже получили собственное название: «чаппи» («chinese yuppies»). Вкупе с новой китайской элитой общее число этой “буржуазии” превышает 170 млн человек. В стране официально зарегистрирован 1 млн миллионеров. И в то же время 500 млн чел живут за чертой бедности.

4.         ОБЩЕСТВО СВЕРХПОТРЕБЛЕНИЯ: Китайцы готовы тратиться на все предметы роскоши, какие только существуют, и уже занимают первое место в мире по покупке дорогих коньяков и ювелирных украшений из платины. По оценкам экспертов, к 2015 году Китай обгонит США и ЕС вместе взятые по потреблению предметов роскоши.

5.         (НЕ)ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ: До 29% детей, живущих в китайских городах, страдают от избыточного веса. Менее 20% взрослого населения занимается спортом. Зато 20% населения старше 18 лет – гипертоники. Стране грозит ожирение “по американской модели”.

6.         ВНЕ МОРАЛИ И ЗАКОНА: Китай – одна из немногих стран мира, в которой до сих пор существует инфантицид: другими словами, если в семье появляется девочка, это вызывает как минимум глубокое разочарование родителей. Показателем высокого социального статуса в Китае снова считается любовница, причем «вторые жены» занимают особое место в структуре китайского потребительского рынка.

7.         ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ РЫНКИ: Отсюда процветание экстремальных рынков: невест, сексуальных услуг, младенцев женского пола для экспорта за рубеж. Не говоря уже о рынке органов и исчезающих видов животных, по объемам экспорта которых Китай также прочно удерживает первое место в мире… Вслед за трендами потребления и социального неравенства стремительно распространяются и новые профессии и услуги: детективные бюро (для обманутых жен) и услуги телохранителей (для защиты от завистников), инструкторы по гольфу (спорт для богатых) и клиники специальной пластической хирургии для приближения китаянок к европейскому модельному стандарту.

8.         ХЛЕБА И ЗРЕЛИЩ: 300 млн китайцев владеет телевизорами, доходы от телерекламы исчисляются миллиардами долларов. Последние 20 лет рекламный рынок растет по 40% в год. При этом подавляющая часть видеоконтента поставляется Кореей и Тайванем, попкульт которых практически монополизировал внутренний продакшн. Даже популярные китайские исполнители стремятся копировать пользующиеся успехом образы своих соседей. А тем временем в стране расцветает мандопоп: локальная музыкальная субкультура, снискавшая недюжую популярность среди подростков и молодежи. Исполняется на мандарине и описывает буйство подростковых же чувств, переживаний и фантазий.

9.       АВТОПРОМ: 10 млн автомобилей производится ежегодно в Китае, 10% из них экспортируется за границу. Китай сильно опускает нижнюю границу цены, фокусируясь на сегменте дешевых малолитражек, пригодных в качестве первого автомобиля. И сейчас 8 из 10 жителей крупного города владеют минимум одним автомобилем. Однако стандарт экономичности – 5 л/100 км – уже сейчас в Китае строже, чем американский (который вступит в силу лишь в 2020 году).

10.      MADE IN CHINA: Китай – первый в мире по производству и потреблению подделок. Рынок подделок обеспечивает 8% китайского ВВП, в нем занято 5 млн чел. Подделывается все, в том числе пища и вода. По отзывам самих китайцев, они никогда не могут быть уверены в том, что «вода, даже купленная в фирменном магазине, — это действительно вода, а еда, поданная в престижном ресторане, будет именно тем, на что она претендует».

Десять трендов составляют лишь вершину айсберга. Все остальное скрыто за семью печатями великой стены культурологических различий, мы можем лишь догадываться о последствиях китайского прорыва. Альтернативы потребительскому капитализму нет, глобальные проблемы ему еще только предстоит пережить. “Как не может быть одного правильного понимания экспансии китайского консюмеризма и того, чем он обернется для самого Китая и остального мира, так нет и единственного решения этой проблемы”, — рассуждает автор книги. Следует ли другим странам с опаской оглядываться на Китай, размышляя над собственными внешнеторговыми операциями?

Пожалуй, не следует. Ведь пока Карл Герт рассуждает о том, куда поведет мир Китай, диспозиция изменяется с невероятной скоростью. В лидеры экономического роста выходят те, кто еще недавно плелся в колониальном хвосте. Вьетнам, Малайзия, Турция, Индонезия, Корея… А как по-вашему, куда пойдет мир?

 

Posts Carousel

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Отменить ответ

Последние записи